ВФилиале имени П.П.Спирина МБОУСОШ №2 с.Грабово в с. Чертково 8 учителей, из них с 1 квалиф.категорией-  7педагогов, со2 квалиф.категорией-1педагог.

Педагогический коллектив школы систематически повышают свою квалификацию, проходят дистанционную курсовую подготовку, участвуют в региональных и межрегиональных конкурсах педагогического мастерства.

Развитию учительского потенциала способствуют разнообразные формы работы, педагогами школы организуются обучающие семинары и тематические педагогические советы: «Стандарты второго поколения: преемственность и инновации», «Организация проектной деятельности учащихся».

 Внедряются в образовательный процесс инновационные технологии обучения:

Δ                       Работа в сети Интернет на различных уроках

Δ                       Интегрированные уроки

______________________________________________________________________

 

УРОК  ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «СИЛА ТРЕНИЯ»

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ

Пивоварова Светлана Викторовна

ТРЕНИЕ – СИЛА ЗНАКОМАЯ,
НО ТАИНСТВЕННАЯ
А.А. Первозванский

Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков:

  • измерения силы трения;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету;
  • развивать интерес к решению задач.

Задачи урока:

  • Познавательные: формировать умение планировать и проводить физические опыты, объяснять физические явления
  • Развивающие и воспитательные: формировать умение систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, формировать умение взаимодействовать при групповой форме работы.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Итак, начинаем наш урок,
Пусть он всем пойдет вам впрок.
Будем слушать, отвечать,
Задачки  решать.

2. Мотивация урока

Ребята на протяжении нескольких недель мы с вами изучали тему: “Взаимодействия тел”, где рассматривали многообразие сил, которые помогают нам в жизни. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с таинственной силой, но сначала необходимо повторить полученные знания по теме.

3. Проверка знаний , полученных на предыдущих уроках

. Фронтальный опрос

 

1 Что такое сила? (мера взаимодействия тел )

Какие силы вам известны? (-сила тяжести, -сила упругости, -сила трения)

 

2 От чего зависит результат действия силы? (Результат действия силы зависит от её модуля, направления, точки приложения..)

 

3 Какую силу надо найти, если на тело действуют несколько сил? (Надо найти результирующую силу)

 

4 Как находится равнодействующая двух сил, направленных вдоль одной прямой в одну сторону? (Результирующая в этом случае находится как сумма сил, действующих на тело) (формула)

 

5 Как находится равнодействующая двух сил, направленных вдоль одной прямой в противоположные стороны? (Результирующая в этом случае находится как разность большей и меньшей силы) (формула)

 

6 В какую сторону, в этом случае, направлена результирующая? (Результирующая в этом случае направлена в сторону большей силы)

 

 

7Укажите название прибора для определения силы(динамометр)

8Укажите единицы измерения силы (Ньютон)

9Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется…(весом)

 

4. Постановка цели урока)

Учитель Ребята мы с вами сейчас повторили тему: “Взаимодействия тел”, именно силы. Теперь нам необходимо изучить новую таинственную силу .а чтобы ее изучить садимся на автомобиль и поехали. (учитель на демонстрационном столе приводит в движение игрушечный автомобиль)

Учитель: Какие тела взаимодействуют при движении автомобиля? Что является результатом взаимодействия тел? Что произошло со скорость автомобиля? Почему автомобиль остановился? (действует сила трения)

Итак, мы начинаем. Тема урока: Сила трения. Запишите в тетрадь число и тему урока слайд 1

5. Изучение нового материала

Постановка проблемы. Вопрос: Выясним, в каком направлении движется наш автомобиль? Как вы думаете, сила трения помогает движению автомобиля, или препятствует? (препятствует)

Что же такое сила трения?   Слайд 2 (записываем в тетрадь)

Любая сила характеризуется

МОДУЛем,. НАПРВЛЕНИЕм,. ТОЧКой ПРИЛОЖЕНИЯ. Определим, в какую сторону всегда направлена сила трения? (в противоположную сторону движению тела) Определим точку приложения силы трения (указываем точку приложения и направления силы трения в опорном конспекте). 

Слайд   3

СИЛА ТРЕНИЯ ОБОЗНАЧАЕТСЯ   Fтр  ,ИЗМЕРЯЕТСЯ В НЬЮТОНАХ

Учитель: Сила – это физическая величина. Что это значит? (ее можно измерить) Сейчас мы измерим силу трения, которая действует на деревянный брусок.

Фронтальный опыт: деревянный брусок с нитью, динамометр.

Учитель объясняет классу, как измерить силу трения. На брусок в горизонтальном направлении действуют две силы. Одна сила – сила упругости пружины динамометра, направленная в сторону движения. Вторая сила – это сила трения, направленная против движения. Так как брусок движется равномерно, то значит равнодействующая этих сил равна нулю. Следовательно, эти силы равны по модулю и направлены в противоположные стороны. Динамометр показывает силу трения (уч-ся измеряют силу трения).

 

 

Выясним причины возникновения трения

Опыт 1  У вас на столах  БРУСКИ С нитью  листы бумаги и наждачная бумага

Потяните динамометром брусок по листу а, затем по наждачной бумаге и сравните показания динамометров

Где больше?  Как вы думаете почему?

(ОТ  ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ).

Опыт 2: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть? (ОТ ПРИТЯЖЕНИИ МОЛЕКУЛ)

Видеоролик  (трение гладких тел)

Назовите 2 причины возникновения трения. (Слайд 4)

Выводы:

  • шероховатость поверхности.
  • Молекулярное взаимодействие (по основным законам МКТ)
  •  

Учитель: С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы. Законы сухого трения были описаны французскими учеными Гильомом Амонтоном и Шарлем Кулоном.

.

 

ОПЫТ 3

Положите карандаш вдоль учебника . Что наблюдаем? (карандаш находится в покое)

Теперь чуть поднимите один верхний край учебника . Что происходит?  (карандаш скользи)

.Положите карандаш поперек учебника. Что наблюдаем?(он катится)

ЗНАЧИТ СУЩЕСТВУЕТ ТРИ СИЛЫ СУХОГО ТРЕНИЯ

Слайд 5  , ЗАТЕМ СЛАЙД 6, СЛАЙД 7

ВИДЕОРОЛИК

СРАВНИМ  ВСЕ СИЛЫ ТРЕНИЯ

ВЫВОД

Сила трения покоя больше силы трения скольжения, а сила трения скольжения больше силы трения качения

Учитель: Итак, мы познакомились с семьей силы трения. Это – трение качения, скольжения и покоя (ученики записывают в опорный конспект). А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры проявления сил трения в природе. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело.

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)

Вдоль опушки Вова едет
На своем велосипеде
И везет варенье
Всем на угощенье. (сила трения качения)

Вот и зима! Трещат морозы
На солнце искриться снежок
Пошли с товарами обозы
По Руси вдоль и поперек.
Ползет скрипит дубовый полоз.
Река ли, степь ли – нет нужды,
Везде проложатся следы!

И. С. Никитин (сила трения скольжения)

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет не слезет с облучка.

А. С. Пушкин (сила трения качения)

Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку
Бабка за дедку
Дедка за репку

Тян ут – потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя)

Можно ли каким –то образом уменьшить трение? или увеличить?

Учитель: Каждый из вас постоянно решает житейские тесты. Вот и сейчас вам предстоит разрешить некоторые проблемы, с которыми вы сталкиваетесь дома.

Учащиеся выполняют тестовые задания “Житейский тест”.

Житейские тесты

1 группа

  • Дверцы шкафа в Ваниной комнате стали скрипеть. Ваня смазал петли маслом и скрип прекратился. Какое явление он использовал?
  • В походе Ваня поскользнулся на мокрой траве, упал и понял, что….

2 группа

  • Ваня увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца, и посоветовал ей намылить палец. Мама приняла совет, и перстень легко снялся. На чем основано Ванино предложение?
  • Из окна Ваня увидел, что перед дверью их дома образовалась ледяная дорожка. Ваня вышел на улицу и посыпал лед песком. Почему он так сделал?

3 группа

  • Ваня собрался в поход на велосипеде. Но педали плохо крутились, и он смазал их машинным маслом. Какое явление он использовал?
  • Когда выпал первый снег, папа Вани стал менять летнюю автомобильную резину на зимнюю. У зимних шин рисунок протектора был глубже, а так же на них были шипы. Ваня спросил у отца, зачем меняют шины у автомобиля?

4 группа

  • Ваня собрался покататься с друзьям на лыжах. Перед прогулкой Ваня посоветовал друзьям смазать лыжи специальной мазью. На чем основан Ванин совет?
  • Ваня заметил, что зимой автотрассы посыпают специальной смесью (песок и соль). Он решил спросить у отца, какую роль играет эта смесь в движении автомобилей?

Слайд  ,10  как же уменьшить силу трения

Какую оценку можно дать роли трения в жизни? Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:

сила трения зависит от материала, из которого изготовлены тела

- повысить качество обработки трущихся поверхностей;

- заменить трение скольжения трением качения;

- использовать смазку.

Использовать подшипники

  • ОПЫТ  поставьте груз на брусок и измерьте силу трения , а теперь без бруска , сделайте вывод .  Как можно увеличить силу трения?

Чтобы увеличить трение, надо: слайд 16

  • Увеличить нагрузку (вес)
  • .шлифовка трущихся поверхностей
  • Увеличить шероховатости поверхностей.

положительная и отрицательная роль трения слайд 17-18

Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль. Поговорим об этом. Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки. Например:

  • не подмажешь, не поедешь;
  • пошло дело как по маслу;
  • угря в руках не удержишь;
  • что кругло – легко катится;
  • лыжи скользят по погоде;
  • из навощенной нити сеть не сплетешь;
  • колодезная веревка сруб перетирает;
  • ржавый плуг только на пахоте очищается;
  • ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;
  • нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.

 

6. Закрепление изученного материала.

ТЕСТ

1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

П. сила трения качения
У. сила трения скольжения
В. сила трения покоя

2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….

С. увеличивается
Д. не изменяется
Е. уменьшается

3. Как направлена сила трения при движении тела?

А. по движению
П. против движения
Н. не имеет направления

4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…

И. не изменяется
Е. уменьшается
У. увеличивается

5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?

К. 15 кН
Л. 300 кН
Х. 150 кН

У кого получилось слово  УСПЕХ?

Итоги урока.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. § 30 ,31,32

Творческое задание  Суд над трением

Защитники трения 1ряд

Обвинители трения 2 ряд

 

 

 

                                      

© shckola-chertkovo

Создать бесплатный сайт с uCoz